При увольнении главного бухгалтера важно, не только правильно произвести передачу дел и должности, но и корректно оформить соответствующую документацию. Поскольку эта должность предполагает несение материальной ответственности, распоряжение данными о бизнес-операциях предприятия, ведение учета, начислениях и отчислениях налоговых платежей.
Причины и последствия
Вести трудовую деятельность главбух может по срочному либо бессрочному соглашению. Поэтому есть возможность изначально установить полную материальную ответственность, которая предполагает погашение ущерба на 100%. В противном случае возмещение со стороны этого сотрудника будет производиться в размерах не больше его средней оплаты труда.
Увольнение главного бухгалтера по требованию руководства возможно в таких ситуациях:
• при разглашении им коммерческой тайны, которая оговорена законодательными регламентами;
• в случае нанесения серьезного ущерба имущественным объектам предприятия;
• при смене владельца организации.
Важно понимать, что увольнение бухгалтера отличается от ухода с должности иного работника. Поскольку он ведет работу с госорганами, занимается документооборотом, то ему требуется передать новому сотруднику, который поступит на эту должность, свои дела.
При уходе главбуха с должности по собственному желанию, до момента окончательного разрыва трудового соглашения остается стандартный срок – 2 недели. Никаких особенностей у периода отработки сотрудника, работающего на этой должности нет.
Передача дел
Законодательными регламентами передача дел главного бухгалтера никак не установлена. Потому каждое предприятие отрабатывает собственную схему этой процедуры. Однако существуют основные этапы, которых необходимо придерживаться:
1. Руководство предприятия выпускает приказ, в котором указывают:
• причину смены сотрудника на должности;
• полномочия, которые принимает новый сотрудник;
• ответственных лиц, которые принимают участие в процессе;
• период, в течение которого будет проводиться процесс передачи. А также срок ее завершения.
2. Бухгалтер оканчивает текущие процедуры учета.
• совершает необходимые записи в учете;
• передает отчетность в соответствующие органы;
• подготавливает первичную документацию;
• производит, подшив имеющихся документов.
3. Проводят инвентаризацию денежных средств.
4. Проводится проверка бухгалтерского отдела.
5. Создается акт приема-передачи, в котором отражается состояние организации на момент передачи дел.
Помимо этого желательно включать в акт приема-передачи данные по сальдо на счетах. После окончания процесса новый сотрудник вступает в должность, и ответственность переходит на него.