Кризис – следствие финансовой необеспеченности, несамостоятельности. Своевременность идентификации угрозы банкротства потребует специальных финансово-бухгалтерских процедур, анализа многообразия показателей, применяемых при этом в диагностике состояния финансов. Цель бухгалтерии – идентификация проблемных ситуаций, рисков в условиях недостатка информации.
Необходимо, чтобы хозяйствующий объект был состоятелен, имел устойчивые партнерские отношения. Иначе – использовать процедуру банкротства, проводить релевантную антикризисную бухгалтерскую диагностику состояния, минимизируя риски банкротства, изыскивая возможности финансового оздоровления. Необходимо вести финансовый мониторинг, финансовую аналитику, релевантный бухучет.
Недостаток многих бухгалтерий – упор на решения вывода из кризиса лишь при доступных ресурсах. Важно адаптировать процедуры антикризисного управления, обеспечив инструментальную поддержку анализа финансовой состоятельности.
Достичь можно, решая задачи:
1) учета особенностей инструментария управления;
2) прогнозирования банкротства;
3) улучшения финансового состояния;
4) бухгалтерского мониторинга и др.
Основные этапы бухгалтерского диагностирования рисков
Диагностирование кризисного состояния предприятия — по этапам:
1) анализа деятельности предприятия;
2) прогнозирования рыночной ситуации;
3) идентификации бухгалтерских причин, влияющих на ситуацию;
4) идентификации косвенных признаков приближения кризиса.
Успешность бизнеса, его потенциал – результат факторов, независимых от предприятия (или слабо зависимых) и организационно-управленческих, бухгалтерских. Значимы внутренние факторы: стратегические, функциональные, маркетинговые, производства-сбыта, технологии и культуры производства.
Оздоровление бизнеса предполагает реализацию комплекса эффективных мер — бизнес-плана и бухучета. Анализ покажет, может руководство предотвратить кризис, эффективна его тактика?
Важно выделить и описать типовые элементы, связи, методы, обеспечивающие решение проблем управления.
Основная задача декомпозиции при этом – идентификация
1) допустимых бухгалтерских решений;
2) критериев адекватности;
3) клиентской базы;
4) бизнес-процессов и задач;
5) связей объектов, процессов и задач.
Все — в рамках релевантности, ценности для бухучета.