Ликвидация ООО. Возможные проблемы и решения

Скажем сразу: ликвидация ООО, пусть и длительный, и сложный процесс, но своими силами это сделать возможно. Правда, не исключено, что это будет дольше и дороже. Кроме того, откроем профессиональную тайну: если ваша задача – избавиться от данного конкретного общества, то необязательно его ликвидировать. Порой бывает проще продать ООО или изменить состав учредителей. (Впрочем, решать вам, а мы можем указать оптимальный по цене и безопасности путь. Звоните!)

 

Вернемся к вопросу о том, как ликвидировать ООО. Не будем касаться ликвидации по решению суда, это отдельный разговор. Чтобы провести ликвидацию общества, следует предпринять такие шаги:

 

Принять решение о ликвидации ООО, создать ликвидационную комиссию.

 

Это решение должно быть принято единогласно, на общем собрании участников. Единоличное решение принимает единственный учредитель. В состав ликвидационной комиссии, как правило, входят учредители, директор, главбухгалтер, юрист и т. д., или, как вариант, один-единственный ликвидатор. В любом случае эти люди (человек) управляют делами ООО, отвечают за все действия в процессе ликвидации, представляют ООО в суде и т. д.

 

Уведомить налоговиков о начале ликвидации общества, опубликовать извещение.

 

В течение трех дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в свою налоговую подают нотариально удостоверенную форму Р15001 и протокол собрания участников (решение единственного учредителя). Пять рабочих дней спустя вам выдадут копию листа, подтверждающего, что в ЕГРЮЛ внесены сведения о том, что ООО в процессе ликвидации.

 

Извещение о ликвидации можно опубликовать через специальную форму на официальном сайте журнала  «Вестник государственной регистрации».

 

Уведомить кредиторов, а также персонал и службу занятости о предстоящем увольнении.

 

Кредиторов уведомляют о начале процедуры ликвидации письменно (заказными письмами, курьером и т. п.). Следует помнить, что сроки выставления претензий и требований с их стороны не должны быть менее двух месяцев. Сотрудников надо уведомить письменно, за два месяца до предстоящего увольнения. Центр занятости надо уведомлять за два месяца или за три, если увольнение будет массовым (таким, как правило, считается увольнение от 15-20 человек – зависит от региона и сферы деятельности). За сотрудников также надо отчитаться перед пенсионным фондом, ФСС и налоговиками, в том числе по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

 

Провести аудит на случай вполне возможной выездной проверки.

 

Выездная проверка — не обязательный элемент процесса ликвидации, но налоговые органы имеют на это право, причем независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка. Внимание: если решение о выездной проверке принято, но следующие шаги можно предпринимать только после ее окончания и снятия всех вопросов.

 

Составить и подать в налоговую инспекцию промежуточный ликвидационный баланс.

 

Промежуточный ликвидационный баланс составляется после того, как истек срок для претензий кредиторов необходимо составить. Тут есть нюанс: официальных требований по составлению этого документа нет, зато есть масса судебных решений, показывающих, что самостоятельное заполнение этого документа часто приводит к ошибкам. Кроме того, потребуется представить налоговикам заверенную нотариально форму Р15001. Налоговики могут потребовать также протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса плюс подтверждение публикации в «Вестнике». Если вы не планируете после составления баланса никаких облагаемых налогом операций, то вместе с промежуточным ликвидационным балансом можно подать налоговую декларацию.

 

Рассчитаться по долгам.

 

После утверждения промежуточного баланса следует выплатить долги в порядке, установленном ГК РФ (ст. 64), а именно:

 

·         выплаты лицам в счет причинения морального вреда, вреда, причиненного жизни и здоровью и т. п.

 

·         деньги сотрудникам (зарплата, выходное пособие и т. п.);

 

·         обязательные платежи — налоги, страховые взносы, штрафы и т. д.;

 

остальные долги.

 

В случае если долгов больше, чем денег, то надо решать вопрос о выставлении имущества на публичные торги, об обращении в суд с заявлением о банкротстве и т. п. (если есть сомнения, хватит ли денег на погашение долгов, имеет смысл сначала проконсультироваться с юристом).

 

Подготовить ликвидационный баланс.

 

Долги выплачены – пока составлять окончательный ликвидационный баланс с данными о том, какие активы остались. Ликвидационный баланс в окончательной форме должен быть утвержден на общем собрании участников (единственным учредителем), что оформляется протоколом (решением).

 

Распределить активы.

 

Если после всех расчетов остались активы, их надо распределить между учредителями (участниками).

 

Подать в налоговую инспекцию окончательный «ликвидационный» пакет.

 

Сюда входят:

 

·         форма Р16001 (нотариально заверенное);

 

·         окончательный ликвидационный баланс;

 

·         протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;

 

·         квитанция об оплате госпошлины;

 

·         факультативно: справки из фондов об отсутствии долгов.

 

После получения копии листа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ, закрываем расчетный

 

счет, уничтожаем печати, сдаем документы в архив и т. д.

Повторимся: ликвидация ООО – длительный процесс, во время которого легко можно наделать ошибок, не говоря уже о том, что для всего этого потребуется много времени. Если же заказать ликвидацию ООО под ключ (от 35 000 руб.), то от вас потребуется только позвонить и прислать документы

Заказать звонок

Заказать услугу