Любая деятельность по финансово-бухгалтерскому контролю имеет целью исследование экономических операций или процессов с целью определения их эволюции, стадии или правильности по отношению к программе, поставленным целям, с правовыми нормами, которые их регулируют.
С теоретической точки зрения, но особенно с практической точки зрения, метод финансового контроля представляет собой способ исследования и действия в системе взаимного согласования всех процедур, методов, инструментов контроля с целью предотвращения, выявления и устранения любых недостатков, отклонений или недостатков, обнаруженных в осуществление хозяйственно-финансовой и бухгалтерской деятельности. Таким образом, метод представляет собой логическую систему, которая включает научный способ исследования и действия, методологическую систему, с помощью которой можно отражать реальность, законность и эффективность контролируемой деятельности.
Качество контрольной деятельности и ее результаты в значительной степени зависят от используемых процедур, методов и инструментов.
Для достижения цели контроля используются различные методы и процедуры проверки подлежащей контролю деятельности, которые различаются и имеют конкретное содержание, адаптированное к конкретным обстоятельствам, в зависимости от: характера контролируемой деятельности; формы финансового контроля; источники информации; возможности улучшения контролируемой деятельности.
Финансово-бухгалтерский контроль — это деятельность с ярко выраженным аппликативным характером. Правильный выбор критериев контроля, методов и процедур решающим образом способствует достижению поставленной цели. Существует несколько конкретных контрольных процедур которые возникли из практических потребностей контроля и направлены на повышение его эффективности.
Процесс управления представляет собой набор конкретных правил, методов и инструментов, которые в сочетании с профессионализмом применяются для решения проблем, возникающих в результате функций управления.
Разборчивое применение специальных методов и процедур контроля со стороны контрольных органов позволяет оценить экономико-финансовое состояние родовой единицы и предлагает пути повышения эффективности этой единицы.